ГлавнаяРегистрацияВход  CoolStyle   Вторник, 19.06.2018, 23.12
  Каталог статей Приветствую Вас Гость

 
 
Главная » Статьи » НАША ГАЗЕТА » Статьи из газеты "НАША ГАЗЕТА"

Мне в школе никто творить не мешал
 
13:45 03-10-2006 

Знакомьтесь: Владимир Иванович Сердюк - учитель физики Екатеринославской средней школы. Стаж работы - 37 лет. Заслуженный учитель школы РФ, отличник народного просвещения РФ, учитель высшей категории.


Руководит летней школьной академией, физическим обществом учащихся. За годы работы из стен школы вышло немало выпускников, связавших свою судьбу с физикой. Его ученики - победители и призеры олимпиад и конференций районного, областного и российского уровней, губернаторские стипендиаты.

В сентябре Владимир Иванович принимал поздравления от коллег, учеников, друзей и односельчан: он в числе пяти учителей района стал достойним обладателем Президентского гранта. Не отстал от него и его ученик Секира Михаил, который тоже получит награду от Президента.
На самом же деле, этого человека не надо представлять. Его знают не только в районе, но и в области. А теперь его имя прозвучало и по всей стране.

«Здравствуйте, садитесь». Наверное, невозможно подсчитать, сколько раз за годы своей педагогической деятельности Владимир Иванович говорил эти слова в начале каждого своего урока в Екатеринославской средней школе, с которой связана не только его трудовая, но и вся жизнь. Здесь он учился, сюда в 1969 году после окончания педагогического института вернулся уже в качестве учителя физики.

Чего греха таить, для многих школьников физика является одним из самым трудных предметов. Но это не относится к екатеринославским школьникам.
- Как удается собрать вокруг себя ребят, увлеченных вашим предметом? -спросила я у Владимира Ивановича.

- Интерес к физике у них начинает проявляться уже в 4 классе, задолго до того, как они начинают изучать этот предмет на уроках. Чтобы ребята знали, что есть такие предметы, как физика и химия, каждое лето для четвероклассников и пятиклассников работает летняя академия, где они на двух факультетах знакомятся с этими предметами.


В этих же классах я веду уроки естествознания. Ребята занимаются в физическом обществе, где мы проводим научно-исследовательские работы. В этом году, например, члены физического общества стали участниками научной экспедиции по теме «Атмосфера и солнце». В течение дня ребята наблюдали за атмосферой, изучали ее физические параметры: температуру, скорость света, высоту солнца, исследовали радиоактивное излучение территории. И когда они начинают в 7 классе изучать физику, я уже знаю, что среди них есть те, кто серьезно будет заниматься этим предметом.


Трудно сказать, когда Владимир Иванович решил стать учителем. Интерес к этой профессии у него начал проявляться с детства. Повлиял на выбор профессии его дядя, который в свое время работал учителем, не последнюю роль сыграла семейная атмосфера. Хотя родители его были малограмотными крестьянами: все их образование - это ликбез, в их семье учитель всегда был значимой фигурой, авторитетом.


До сих пор он помнит свою первую учительницу Екатерину Савельевну Дербут, которая сформировала интерес к этой профессии. Был еще замечательный челорвек, благодаря которому Владимир Иванович стал учителем, это директор школы Власенко Михаил Анастасьевич. Это он дал ему благословение на дальнейшую учебу в пединституте. И затем приезжал к нему на факультет в качестве контролера, говоря при этом, чтобы он не отвлекался на ненужные дела, а всего себя посвятил учебе.

- Многому научили нас, - говорит мой собеседник, - преподаватели кафедры методики и педагогики пединститута: прежде всего надеяться только на себя, самому думать, творить, всего добиваться. Это я усвоил на всю жизнь. И каждый раз, когда знакомлюсь с методическими рекомендациями или разработками, не следую им слепо, а подхожу творчески, вношу свое «я». Может быть, поэтому большинство выпускников нашей группы профессию учителя не променяли ни на какую другую, как бы ни складывались жизненные обстоятельства.

По стопам родителей пошли и их две дочери. Правда, старшая сменила профессию учителя на криминалиста, но все равно далеко от физики не ушла.

«Если посмотреть на екатеринославца, то это человек увлеченный, уверенный в завтрашнем дне, не пассует перед трудностями, имеет крепкое подсобное хозяйство» - так примерно начинается одна из глав книги, посвященной 50-летию создания ученических производственных бригад в области, написанная С.А. Лыхенко, директором школы, и В.И Сердюком, когда-то сыгравшим значимую роль в развитии УПБ в Екатеринославке. Откуда такое определение и мнение? Наверное, ответ надо искать в школьном воспитании.

Екатеринославская школа всегда была известна своими передовыми идеями не только в районе, но и в области, по многим позициям отличалась от других школ. Здесь раньше других внедряли новые технологии обучения и воспитания. Здесь всегда серьезно относились к тому, чтобы дать ученикам глубокие и прочные знания, но никогда при этом не забывали, что их ученики - сельские жители и что многие из них свяжут свою дальнейшую жизнь с селом, сельским хозяйством.

- Я еще учился в школе, когда к нам в 1963 году пришел Николай Дмитриевич Лыхенко и рассказал об ученических производственных бригадах. Николай Дмитриевич прекрасно понимал, что екатеринославские школьники - это завтрашние труженики хозяйства. Поэтому всю свою жизнь старается делать все для того, чтобы выпускники вернулись в родное село.

История ученических бригад Екатеринославской средней школы - это история содружества школы и хозяйства. Они вместе пережили трудные времена. Директор совхоза, а затем агрофирмы всегда вникал и вникает в проблемы образования и помогает школе. Поэтому не случайно Николай Дмитриевич был награжден знаком «Отличник народного просвещения». Такая связь помогла школе выжить в трудные 90-е годы.

Сегодня это содружество продолжается. В школе создан попечительский совет, в состав которого вошли фермеры, руководители подразделений АФ. Возглавляет его главный агроном хозяйства.


- Первый бункер зерна фермера, подразделения идет в фонд школы, - говорит Владимир Иванович. А распоряжается полученными средствами некоммерческий фонд.

Гордость Владимира Ивановича - его ученики. В его кабинете на стендах имена выпускников, для которых эта наука стала частью их жизни, фотографии победителей и призеров олимпиад и конференций. О них Владимир Иванович говорит настолько тепло и с такой любовью, что сразу чувствуется, как дороги они ему.


Благодаря им, считает Владимир Иванович, он и получил грант. Разве это не заслуга учителя, что, будучи шестиклассником, Костя Диянов написал доклад по физике и выступил с ним на конференции, за что получил Губернаторский грант. Правда, свою дальнейшую жизнь он связал с историей. Но Владимир Иванович не жалеет об этом.


А вот брат его Валентин в этом году поступил на факультет компьютерной техники, набрав самое возможное количество баллов. Золотой медалист Иван Гаммлер, поступив сразу в три учебных заведения, предпочел технический университет. Ну, а как не сказать о самородке Михаиле Секире, которого смело можно назвать изобретателем. Физика для него - это все, а сам Владимир Иванович - больше чем учитель.

Каждый урок Владимира Ивановича - это особая творческая лаборатория, где творцами являются ученики и учитель. Побывав на одном из них, причем на самом обычном, базовом, я еще раз убедилась в этом. В течение урока ребята учатся логически мыслить, постигать истину, размышлять над той или иной проблемой, отстаивать свою точку зрения. И в этом им помогает их наставник.

- Давайте порассуждаем... А теперь объясните мне... А как ты считаешь... Я хочу сделать вам замечание... и т. д. Вот так в течение урока ненавязчиво и не давлея над ними, учитель помогает ученикам познать тайны физики.

Екатеринославская средняя школа выбрала многопрофильное обучение. И уже пятый год работает в этом направлении. В основной школе идет предпрофильная подготовка, в 10-11 классах - многопрофильная. К этому времени ребята должны четко определиться, какие предметы они будут изучать углубленно.


Творческой лабораторией можно смело назвать деятельность всего педагогического коллектива. Вот уже несколько лет школа работает в рамках эксперимента «Модернизация содержания образования». Деятельность всех педагогов подчинена одному: главное - это дети, которым они должны дать прочные и глубокие знания.

После окончания пединститута перед молодым педагогом не стоял выбор: где он будет работать. Его ждали в родном селе. Ждал заведующий отделом образования, ждала директор школы Мария Михайловна Ольховская. И он приехал, но не один, а вместе с женой Валентиной Ивановной, которая стала вести физику в средних классах, а затем эстафету принимал ее муж.

- Я всегда был уверен в ее учениках. Может быть, она излишне строго подходила к оценке их знаний, но коль поставит пятерку ученику, то он подтвердит ее на любом уровне. А я пожинал плоды ее кропотливого труда. И не только ее, но и своих коллег, потому что без знания других предметов ребята бы не смогли глубоко изучать физику.

Когда начали говорить о выдвижении на президентский Грант, учителя предложили кандидатуру Владимира Ивановича. Вначале он отказался, ссылаясь на то, что не был классным руководителем, не принимал участие в конкурсах, но потом задумался: а много ли у нас в области физических обществ, академий, таких, как в этой школе, талантливых учеников, да и опытом своей работы он всегда щедро делился с коллегами. И начал готовиться к участию в конкурсе.

Он ничего не придумывал, готовя документы, но отразил в них то, что стало смыслом всей его жизни. И действительно, президентский Грант - это итог его 37-летней педагогической деятельности, дивиденды за его многолетний и творческий труд, за любовь к профессии и ученикам. А учителя ни на минуту не сомневались в том, что их коллега выйдет победителем.

Но больше всего Владимир Иванович обрадовался тому, что среди награжденных и его ученик - учитель физики Полтавского лицея Довбышев Павел Викторович.

У Владимира Ивановича много увлечений. И одно из них - историческая литература. Есть у него мечта: как можно больше узнать о своей родословной. Но времени для этого пока не хватает. Его предки приехали в Сибирь в 1916 году и основались в Кишиневке - была когда-то на карте района такая деревня. А у прабабушки была швейная машинка «Зингер», которая для семьи стала своего рода кормилицей. Потом она перешла по наследству к его матери. Во время войны она обшивала всю деревню. Сегодня как семейная реликвия она хранится в семье Владимира Ивановича.

Заканчивая свой разговор с ним, я спросила, когда ему интересней было работать в школе.
- Мне творить никто никогда не мешал. Но началом самого благодатного периода для школы считаю 90-е годы, несмотря на то что это для всего общества был самый трудный период.

Категория: Статьи из газеты "НАША ГАЗЕТА" | Добавил: CoolStyle (28.01.2008)
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 5.0/12 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Статьи из газеты "НАША ГАЗЕТА" [12]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Поиск

Друзья сайта

Статистика
 

Copyright MyCorp © 2018